Поле, речка, чистый воздух,
Трели птиц в лесах густых -
это все дары природы!
Не губите дети их!
Здравствуйте уважаемые гости!
На этой страничке нашего сайта, мы познакомим Вас с работой нашего детского сада по экологическому воспитанию детей.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первое план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина - в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Угроза экологического кризеса, а может быть и катастрофы нависла над человеком и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, обним из условий сохранения общего для всех.
Эта проблема волнует всех здравомыслящих людей
Указ президента Российской Федерации.
Каждый из тех кто принёс и принесет вред природе, когда-то был ребенком. Вот почему так велика роль бошколных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Природа - это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интелектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
/В.А.Сухомлинский/
В нашем детском саду педагоги всех возрастных групп уделяют большое внимание воспитанию в детях бережное отношение к природе, ведь начинать эту работу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: оно встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться и задуматься. Красота окружающего мира рождает чувства привязанности к тому месту, где родился и живеш, и в конечном счете любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание.
Экологическое воспитание -это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы "ознакомление детей с природой" , в рамках которой предусматривалась знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признакамиопределенного количества растений и животныхв соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитаение помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друк с другу, растений с живосными, животных и растерий с неживой природой, человека и природы.
Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры.
Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволяют ребенку вырабатывать экологически правильное поведение.
Задачи экологического воспитания:
- обогощать детей знаниями о природе, её многообразии, целосности живого организма, его потребности, отличительных особенностей , чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
- формирование понятия о связях и взаимозависимости всех компонентов природы; животных жрук к другу, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
- прививать практически енавыки и умения по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
- развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатство родной природы.
- развивать связную реч детей: обогощать и активировать словарный запас, развивать биалогию речи и речь доказательств, обучать составлению рассказов.
В работе по формированию у детей основных экологических понятий и представлений, важно руководствоваться принципами:
От простого - к сложному
От частного - к более общему.
Примерная последовательность подачи экологических знаний:
- Природа и предметы, сделанные руками человека.
- Живая природа - все животные,все растения.
Признаки живого организма:
- Питается, дышит, передвигается, ратет, размножается.
Неживая природа- среда обитания для всего живого:
- Наземная, подземная, водная, воздушная.
Взаимосвязь и взаимозаменяемость живых существ с окружающей средой:
- Особенности внешнего строения, способствующие приспособлению к условиям среды обитания.
- Приспособление к изменениям среды по сезонно: линька, запасы питания на зиму, спячка, листопаб у растений и др.
Экосистема (биоценозы) и их виды: экосистемы леса, луга, озера, моря и другие.
Экологические заповеди.
Природа - это комплекс, который устойчив до тех пор, пока не нарушено ни одно из составляющих этих звеньев.
Люби природу такой, какой она есть, не требуй от неё многого, но отдай ей все что можешь.
Звери - братья наши меньшие, они учат нас добру, заботе о слабом, без них мы бы стали нравственно бедны.
Птицы - дарят нам чарующие трели, мечту полета, ощущениесвободы и красоты.
Насекомые - не только наши главные помощники как опылители растений, они дают толчек творческой мысли ученых и поэтов.
Лес - это легкие планеты. Чудотворен и целебен воздух, наполненный запахом трав.
Цветы - всегда праздник для человека. С ними к нам приходит праздник и хорошее натроение.
Все живое обитающее на земле должно жить без мучений, давайте сохранять природу!
"Живи, люби! Работай с наслажденьем, грусти слегка, не делай зла!
И будут внуки за природу вам благодарны на века."
Экологические сказки.
"Сказки помогают ребенку понять взаимоотношения человека с природой, рисуя те или иные черты героев животных, сказка дает нравственное воспитание, а так же реальные представления о природе".
Г.В.Власова
Экологическая сказка (Читать) - литературное произведение, отражающие природные явленя, объекты, взаимосвязи, взаимозависимость в фантазийной форме. Формирует экологическое, гуманное отношение к природе.
Дети любят сказки, они с удовольствием слушают их, беседуют по сказкам и даже могут инсценировать некоторые из них. Сказачный образы ярко эмоционально окрашены и долго живут в сознании детей.
Дошкольный возраст - возраст сказок. Это наиболее любимый детьми литературный жанр. Поэтому сказки можно и должно использовать с большой долей их полезности в экологическом воспитании. Сказки в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмысоить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания.
Сказка не только развлекает но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она универсальный учитель.
Иновационные игровые, педагогические технологии.
В дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если эти знания приподносятся в увлекательной и доступлой для детей форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Одной из таких форм, стало использование технологии "лэпбук". Это не отлько интересное методическое пособие и интерактивная книга, но и средство обучения. Такое пособие мы сделали для наших детей.